В 2019 году объем поставок сжиженного газа проекта «Ямал СПГ» на азиатский рынок по Северному морскому пути должен возрасти более чем вчетверо по сравнению с уровнем прошлого года. В III квартале 2019 г. в страны АТР напрямую в восточном направлении ушли 15 танкерных партий, или 25% всех партий СПГ, отгруженных с проекта за этот период, сообщила пресс-служба НОВАТЭКа. Прямые поставки СПГ в Азию планируется нарастить за счет ввода в эксплуатацию оставшихся двух из 15 танкеров ледового класса Arc7, которые должны работать на проекте. В конце 2019 г. — начале 2020 г. НОВАТЭК намерен запустить 4-ю производственную линию «Ямала СПГ», в которой будет использована российская технология сжижения «Арктический каскад». Благодаря «Арктическому каскаду» затраты проекта на производство тонны продукции будут «чудовищно низкими» и сравнимыми с показателями американских заводов СПГ, отмечает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. По его словам, у этих заводов, большинство из которых строилось на базе существующих регазификационных терминалов, затраты составляют около $500 за тонну продукции, тогда как у первых трех линий «Ямала СПГ» — примерно $1600. В сентябре НОВАТЭК принял финальное инвестиционное решение по проекту «Арктик СПГ 2», в финансировании которого будет участвовать китайский, французский и японский капитал. Предполагается, что 50% продукции «Ямала СПГ» будет продаваться на спотовом рынке, без заключения долгосрочных контрактов. В начале 2020 г. должно быть принято инвестиционное решение по следующему проекту («Обский СПГ»), который также должен базироваться на «Арктическом каскаде»; к середине 2020-х гг. может быть запущен «Арктик СПГ 3». По последним планам НОВАТЭКа к 2030 г. производство СПГ в рамках его проектов может составить 140 млн т в год. Имеющаяся у компании ресурсная база позволяет рассчитывать на такие объемы, считает Капитонов. Он напомнил, что в 2018 г. 50% прироста экспорта газа из России было обеспечено за счет «Ямала СПГ». У российских компаний сегодня «уникальные возможности в плане производства СПГ». Работа «Ямала СПГ» была одобрена на самом высоком политическом уровне, поэтому можно ожидать, что и новые проекты как минимум на нынешнем этапе будут пользоваться всесторонней государственной поддержкой, полагает аналитик. При этом между российским сжиженным и трубопроводным газом пока нет серьезной конкуренции. «В 2018 г., когда все объемы „Ямала СПГ“ продавались на споте, на большинство рынков поставки „Газпрома“ также выросли. Такая же тенденция и по первому полугодию 2019 г.», — отметил Капитонов.Сюжеты: Арктика: Северный морской путь, Ямал СПГ