В 30 млн тонн нефти оценивает Минэнерго добычу на шельфе Арктики к 2035 году, сообщил замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин в ходе парламентских слушаний на тему «О ходе подготовки проекта Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года». Он подчеркнул, что достижение такого уровня добычи возможно лишь при условии изменения законодательства. «Что касается добычи нефти на шельфе, то предлагаемые меры по нашим расчетам могут привести к середине 2030 годов к более 30 млн тонн. Пока здесь много неопределенностей в отношении запасов, их надо еще подтвердить. Но та ресурсная база, которая есть — это те реалистичные цифры, на которые мы можем надеяться», — сказал он. Однако это станет возможным при принятии ряда законодательных решений. Ранее, напомним, правительство согласовало налоговые льготы и особую группу по НДД для новых проектов в Арктике. А в настоящее время готовится законопроект по доступу частных компаний на арктический шельф, а также прорабатывается механизм налогового инвестиционного вычета — он составит 50% на определенные работы на шельфе. «Мы вступили за расширение доступа к нераспределенному шельфу частных компаний. Соответствующий законопроект готовится, в течение месяца будет представлен на обсуждение. Это будет конкурентная модель, соответствующая лучшим мировым практикам для реализации шельфовых проектов… Совместно с Минфином и Минэнерго прорабатываем механизмы инвестиционного налогового вычета в объеме 50% расходов на поиск, оценку, разведку шельфового месторождения. Он на прошлой неделе также одобрен в правительстве с условием некоторых уточнений, которые мы подготовили», — пояснил замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков. При этом Минвостокразвития оценивает объем перевозок по Северному морскому пути (СМП) в 120 млн тонн грузов уже к 2030 году и до 160 млн тонн — в течение 15 лет, причем стоимость перевозок будет ниже, чем по южному маршруту. Согласно обсуждаемому документу, в течение 15 лет также будет обновлена северная морская и речная флотилия. «Мы вполне реально можем довести добычу газа в Арктике до 90% от общероссийской, добычу нефти — до четверти от общероссийской. Арктика позволит России занять место одного из лидеров по СПГ с объемом в 120 млн тонн нефти. Развитие нефтегазовой отрасли в Арктике позволит в ближайшие 15 лет довести загрузку Севморпути до 160 млн тонн, то есть в 8 раз больше по сравнению с 2018 годом», — цитирует «Интерфакс» замглавы Минвостокразвития. С одной стороны, в ближайшие годы загрузка СМП будет осуществляться российскими компаниями — именно их потребности послужат стимулом для обновления ледокольного флота, технологий связи и навигации и пр. С другой стороны, министерства планируют сделать СМП «путь глобально конкурентоспособным транспортным коридором» и с 30-х годов XXI века привлекать к его использованию все больше международных компаний. Для работы на СМП в рамках стратегии развития Арктики планируется создать Единого оператора СМП. Его функции должны распространяться на весь транспортный путь от Новой Земли до Камчатки (а не до Чукотки, где на текущий момент официально заканчивается СМП). В стратегии введено понятие Северного морского транспортного коридора в этих границах. «Для того чтобы этот проект состоялся существующего регулирования недостаточно — границы СМП четко определены в соответствии с международным правом — от Новой земли до Чукотки. Поэтому в стратегии мы вводим новое понятие Северного морского транспортного коридора — собственно всей транспортной коммуникации от Мурманска до Камчатки и считаем, что функции единого оператора СМП должны распространяться на весь этот коридор», — пояснил Крутиков. Сюжеты: Арктика: Северный морской путь, Россия в Арктике